Причины и профилактика речевых нарушений. Игровые упражнения для детей с ОНР (Родительский всеобуч)

       

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

 
 Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию (воздействие в период внутриутробного развития). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и впервые дни после рождения. 
        Сюда относятся:    

  • Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания, диабет, гипотония, инфекционные заболевания мочевого тракта, общие заболевания, требующие лечения.   
  • Отягащенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания), аллергии матери, перенесенные переливания крови, токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности, иммунологическая несовместимость крови матери и плода.
  • Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода, многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты), курение во время беременности, употребление алкоголя.           
  • Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов (до конца 37 недели беременности), осложненных родов (кесарева сечения), двух и более выкидышей (абортов).  Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года).    Маленький рост будущей матери.  Аномалии скелета (нарушение осанки матери).
  • Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет. Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера), нагрузки социального характера (экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).

Причиной гипоксии плода могут быть:                                                                   -

  • пороки сердца у матери; бронхиты, связанные с курением во время беременности ранние токсикозы (от 4 недель до 4 месяцев); 
  • гистозы; 
  • патология пуповины, узлы на ней, слишком короткая пуповина. Гипоксия развивается и в том случае, если мать страдает анемией (низкий гемоглобин).  В результате развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода уже значительно нарушается созревание структур головного мозга.
  • родовая травма - это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов. 

      Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска.
Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы), а также впервые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).
Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.            
Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций - внимания, памяти, воображения, вербально-логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы, которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка. Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора.
 
Профилактика речевых нарушений до и после рождения
           
         Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.                                    

  • Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.   
  • Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.                                                                                                        
  • Третичная профилактика. Социально - трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

 Первичная профилактика начинается еще до рождения, создание благоприятных условий матери (питание, прогулки, социальный и психологический микроклимат в семье и ее близком окружении), здоровье детей зависит от экологии и экологических факторов. Качество здоровья родителей падает, а при отягощении дети в два раза чаще страдают речевыми нарушениями.                                                                                          
 Существуют генетические консультации будущих родителей, если есть семейное отягощение, родителей информируют о мерах профилактики. Важно психолого - педагогическое просвещение родителей. На ребенка в период внутриутробного развития оказывают влияние травмы, инфекции, перенесенные матерью во время родов (асфиксии, кесарево сечение). Необходимо начинать формирование характера и личности ребенка с самого раннего возраста. Сон, крик, слух, зрение движения и другие физиологические реакции организма отражают сохранность и уровень зрелости нервной системы ребенка. Следовательно, родители и специалисты должны внимательно следить за становлением этих реакций.                        
Существует понятие «фактор риска»: различные условия внешней среды (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний. Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.
Биологические факторы риска - патологические факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы после родов, наследственная отягощенность. Дети с первичной патологией (нарушение слуха, зрения). В процессе работы с ребенком, относящихся к группе риска происходит компенсация дефектов сенсорных функций, что способствует нормализации его дальнейшего речевого развития. Речевые нарушения генетического фактора- леворукость. Профилактика запрещается насильственное переучивание. Семейная отягощенность речевой патологией. Профилактика - ограничить общение человека с речевой патологией с   ребенком. 
Социально - психологические факторы. К социально - психологическим факторам риска относят психологическую депривацию детей (недостаточное удовлетворение основных потребностей детей (эмоциональное и сенсорное восприятие)), отделение от матери (больница, детский дом).  Нервно - психическое здоровье зависит от отношения в семье (педагогическая запущенность, наказания). Мать и другие лица должны общаться с ребенком, стремясь вызвать ответную реакцию.                                  
Формирование речи тесно связано с моторным развитием ребенка, особенно с моторным развитием рук. Необходимо следить за правильным физическим развитием ребенка. Впервые годы жизни, ребенок должен слышать один язык. Необходимо оградить ребенка от различных стрессовых, конфликтных ситуаций. Разговаривать с ним с нормальной скоростью, спокойно, четко, договаривая окончания.   Большую роль играет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. Средствами является: изучение окружающей среды и игра. Для дальнейшего обучения грамоте важно развивать слух фонематическое восприятие. В дошкольный и ранний школьный период надо соблюдать режим. Важна психологическая готовность ребенка к школе.                           
Вторичная профилактика. Нарушение речи отражается на психическом развитии ребенка, формирует его личностные и поведенческие реакции (вторичные расстройства). В коррекционной работе должны обязательно участвовать родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос, малая двигательная активность, недостаточный сосательный рефлекс, говорит о поражении головного мозга. Глубокие расстройства речи (алалия, афазия) оказывают влияние на умственное развитие в целом (это происходит в силу функционального единства речи и мышления). В этом случае, нельзя ограничивать общение с ребенком, страдающего речевыми расстройствами или разговаривать с ним жестами, с целью облегчить взаимное понимание. Этим наносится вред речевому и психологическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то окружающие его люди должны как можно больше с ним разговаривать для накопления словарного запаса, необходимого для развития речи.     
 Учитывая индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, коррекционная работа должна направляться на преодоление как неречевых, так и речевых нарушений.   Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов, а также звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового запаса слов. Это может стать причиной трудностей в овладении детьми грамотой. Отставая в обучении, дети с речевыми расстройствами, как правило, теряют интерес к обучению. 
 В процессе воспитания детей с речевыми нарушениями, родителям и педагогам, необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Когда у детей наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний, связанных с речевым дефектом (страх речи, уход от речевой ситуации), необходимо усилить психотерапевтический акцент в работе. Этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуально - психологического реагирования. 
Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики - профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересов каждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.  Снижение здоровья, сиротство, бродяжничество, ведущие к полиморфным отклонениям в психическом и речевом состоянии делают необходимым создание медико - психолого - педагогических реабилитационных центров, центров надомного обучения и других детских реабилитационных учреждений. Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактики мероприятий среди детей с фактором риска речевых нарушений. На первом году жизни ребенок должен быть осмотрен (кроме педиатра) психоневрологом, окулистом, ортопедом, лором. В возрасте двух лет - стоматологом. В три-пять лет теми же специалистами и логопедом. Такие осмотры позволяют выявить возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе.  
 Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
 Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет.
 В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
 В таблице дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка.
 
Динамика формирования речи в онтогенезе

Форма речи Примерный возраст появления
1 Интонирует крики (Вы можете различать крики удоволь­ствия и неудовольствия) 1-2 мес.
2 Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или само­стоятельно произносит отдельные сло­ги, как будто играет с ними) 1,5-3 мес.
3 Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам про­износит что-то похожее на слова, но со­стоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес.
4 Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех от­крытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) 8 мес. — 1 год 2 мес.
5 Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) 1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.
6 Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называ­ется) 1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.
7 Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.
8 Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.
9 Ребенок активно общается с хорошо зна­комыми ему взрослыми 1 мес. — 1,5 мес.
10 Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.

     Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».
     Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».
Признаки благополучного развития речи у ребенка:
- Физическое развитие ребенка соответствует возрасту
- У ребенка нет никаких неврологических заболеваний
- Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
- Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
- Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
- Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:
- Ребенок развивается с задержкой.
- Ребенок перенес тяжелые заболевания
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми.
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
     В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа. 
 Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей.    
 По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.                                                         
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов: 
- подготовительный; 
- этап появления звука; 
- этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи) 
 - развитие слухового внимания детей; 
- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей; 
- развитие подвижности артикуляционного аппарата; 
- уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию. Зачастую данному этапу работы не уделяется достаточно времени. В результате такой поспешности дети оказываются неподготовленными к последовательной целенаправленной речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого развития.       
В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.
 Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Правильное положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.
 Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
 В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР 

Игры и упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие навыков волевой регуляции

Игра «Злые и добрые кошки» Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет) Вид нарушений: ТНР (ОНР)
Название: «Злые и добрые кошки»
Цель: снижение психического напряжения, ослабление негативных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: флажок белого и черного цвета.
Ход игры (источник: Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-144с., с.86) Педагог предлагает детям представить, как шипят злые кошки, какое у них при этом выражение мордочки, какие когти, затем, как выгладят добрые кошки, какие они при этом издают звуки, какие у них мягкие лапки. Объясняет правила игры: когда играет музыка, дети танцуют, как только музыка останавливается, педагог показывает флаг, в зависимости от цвета которого детям необходимо изобразить тех или иных кошек: черный флаг - злых кошек, белый флаг - добрых кошек.
Вариант игры (источник:
http://doshkolnuk.com/igry-dlya): Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут  совершаться
«превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злющую-презлющую  кошку:  шипит  и  царапается.  При  этом  выходить  из
«волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры

 

ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
Упражнение «Комплименты» Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет) Вид нарушений: ТНР (ОНР)
Название: «Комплименты»
Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики, снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.
Оборудование: не требуется
Ход игры (источник: Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 144с., с.92): дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Черепашки» Возраст: дошкольный (3-7 лет)
Вид нарушений: ТНР (ОНР)
Название: «Черепашки»
Цель: развитие умения контролировать свои движения, слушать и понимать инструкцию взрослого, сдерживать эмоциональный порыв.
Оборудование: ограничительные линии или ковер на полу.
Ход игры (источник:: Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет. – Спб: Речь; М.: Сфера, 2011- 256с., с.72): Дети встают по одну сторону линии (или ковра), взрослый напротив них по другую сторону. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача – идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте запрещается! Рекомендации: систематическое проведение игры помогает детям научиться управлять скоростью движения, поведением.
Вариант игры (источник:
http://doshkolnuk.com/igry-dlya): Взрослый встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее взрослый говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я— большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы. Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

 

Игра «Слепой автомобиль» Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет) Вид нарушений: ТНР (ОНР)
Название: «Слепой автомобиль»
Цель: развитие умения контролировать свои действия, следовать инструкции, выполнять правила игры, способствовать установлению доверительных отношений между детьми.
Оборудование: не требуется.
Ход (источник:
http://doshkolnuk.com/igry-dlya): Взрослый предлагает разбиться на пары и встать друг за другом. Тот, кто впереди, —
«автомобиль», тот, кто сзади, — «водитель». Стоящий впереди должен закрыть глаза, а «водитель» должен управлять всеми движениями «слепого автомобиля», употребляя определенные сигналы:
когда водитель нажимает пальцами на позвоночник партнера, тот должен ехать прямо;
когда водитель усиливает давление — это означает «быстрее»; когда нажимает на левое плечо — «повернуть налево»;
когда нажимает на правое плечо — «повернуть направо»;
когда водитель кладет ладонь на затылок впереди стоящего, тот должен подать назад;
когда водитель убирает руку и вообще не трогает «автомобиль», — это означает «стоп».
Взрослый с помощью вопросов выясняет, насколько дети усвоили инструкцию. При необходимости еще раз ее повторяет.
Взрослый напоминает, что каждый водитель отвечает за безопасность своего «автомобиля», поэтому следует внимательно следить за другими
«транспортными средствами» и избегать столкновений. После этого взрослый предлагает отправиться в путь. Игра длится 2 минуты, повторяется при смене ролей.

Игры и упражнения на развитие
лексико-грамматических категорий языка

 
Игра «Кто у кого?» Возраст: дошкольный (3-7 лет)
Вид нарушений: ТНР (ОНР)
Название: «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа
Оборудование: Карточки с животными и детенышами
Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребенок берет карточку животного, второй ищет детеныша. Дети должны назвать животное и его детеныша (детенышей).
У кошки – котенок, котята

 

У собаки – щенок, щенята
У свиньи – поросенок, поросята У коровы – теленок, телята
У лошади - жеребенок, жеребята У овцы – ягненок, ягнята
У тигра – тигренок, тигрята У лисы – лисенок, лисята
У козы – козленок, козлята
У медведя – медвежонок, медвежата У волка – волчонок, волчата
У зайца – зайчонок, зайчата У ежа – ежонок, ежата
У льва - львенок, львята
У лягушки – лягушонок, лягушата
Источник:     сайт   rita.netnado.ru    Картотека  речевых  игр  для  детей дошкольного возраста

Игра «Назови семью» Возраст: дошкольный (3-7 лет)
Вид нарушений: ТНР (ОНР)
Название:   «Назови семью»
Цель: формирование логического мышления и фразовой речи.
Образование новых слов от разных основ
Оборудование: Карточки с изображением животных
Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо собрать семью животных, которые все перепутались. Ребёнок выстраивает животных одной семьи в ряд и рассказывает про них.
Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок; Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;
Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок; Еж – ежиха – ежонок;
Лис – лиса – лисенок;
Заяц – зайчиха – зайчонок; Слон – слониха – слоненок; Конь – лошадь – жеребенок Петух – курица - цыпленок Кабан – свинья – поросенок
Источник:     сайт   rita.netnado.ru    Картотека  речевых  игр  для  детей дошкольного возраста

Игра «Кто, где живет?» Возраст: дошкольный (3-7 лет)
Вид нарушений: ТНР (ОНР)
Название:  «Кто, где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных
Оборудование: Карточки с изображением жилищ животных, птиц, рыб, насекомых.

 

Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо найти им дом, ведь они заблудились. Дети работают парами. Один ребенок берет карточку животного, второй ищет его жилище. Дети должны назвать животное и его жилище.
Лиса живет в норе.
Медведь зимует в …берлоге. Волк живет в … логове.
Белка живет в …дупле. Муравей – в муравейнике. Птица – в гнезде.
Акула – в море.
Собака - в конуре.
Курица - в курятнике. Конь – в конюшне.
Пчелы – в улье.
Щука – в реке.
Источник:     сайт  rita.netnado.ru    Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста

Игра «Кто, чем питается?» Возраст: дошкольный (3-7 лет)
Вид нарушений: ТНР (ОНР)
Название: «Кто, чем питается?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных
Оборудование: Восьмигранное колесо с нарисованной на нем едой (сделано из картонной коробки, обклеено с двух сторон цветной бумагой, а затем скотчем); на альбомном листе нарисованы и вырезаны изображения животных и птиц, с двух сторон обклеены скотчем
Ход   игры:          В центр стола кладется колесо-восьмигранник с нарисованной на нем едой. Детям раздаются фишки с изображением того или иного животного (птицы). Затем задаются вопросы: Что ест корова? Что ест медведь? и так далее. Можно предложить другой вариант вопросов: Кто любит грызть косточку? Кто грызет орешки? Кто клюет зернышки? А кто любит есть рыбку? Дети раскладывают фишки согласно заданию взрослого. И проговаривают полным ответом предложения. Если играет один ребенок, перед ним раскладываются все фишки и даются аналогичные задания.
Источник: сайт
http://www.maam.ru

 
Артикуляционная гимнастика Возраст: дошкольный (3-7 лет)
Вид нарушений: ТНР (ОНР)
Недостатки произнесения звуков тянут за собой и прочие проблемы, например, замедляется развитие многих психологических функций, появляются коммуникативные сложности. Ребёнок с речевыми расстройствами довольно часто с трудом овладевает письменной речью и чтением. Вот почему воспитывать чистое выговаривание звуков необходимо,

 

и одним из эффективных инструментов считается артикуляционная гимнастика.
Может проводиться как с детьми с речевой патологией, так и с нормально развивающимися дошкольниками для профилактики нарушений звукопроизношения. Общая артикуляционная гимнастика помогает подготовить артикуляционный аппарат ребенка к постановке трудных звуков русского языка. Подобные тренировки готовят голосовой аппарат к верному звукопроизношению и избавляют малышей от уже имеющихся патологий.
Название: артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Выполняется в течение дня 3-5 раз: утром перед завтраком после зарядки, перед обедом, после сна и в другие режимные моменты.
Рекомендации по проведению: артикуляционную гимнастику нужно проводить регулярно, поскольку лишь систематические тренировки приведут к устойчивому и видимому эффекту. Результативность упражнений зависит от соблюдения взрослыми нескольких важных условий:
  • сначала необходимо рассказать ребенку о предстоящих упражнениях, затем продемонстрировать правильное выполнение, а уже потом непосредственно приступать к отработке;
  • перед ребенком ставится зеркало, чтобы он смог наблюдать за позицией своего языка;
  • тренировку нужно проводить сидя, у детей прямая спина, тело расслаблено;
  • ребёнок должен выдерживать правильную позицию языка и губ на протяжении установленного времени (обычно на счёт от 5 до 15);
  • принуждением взрослые ничего не добьются, тренировка проводится с максимальной эмоциональностью, в игровой форме;
  • важно  отслеживать  точность  и   плавность  выполнения  каждого отдельного упражнения.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться для ребёнка в ежедневную пытку, поэтому проводить её следует максимально эмоционально, в развлекательной форме. Обязательно повторяйте и закрепляйте ранее пройденные упражнения, следуя важному правилу – из вновь вводимых игр лишь одна должна быть новой. Артикуляцию можно считать усвоенной, если малыш произносит звук без ошибок, автоматически, то есть не нужен контроль взрослых.
В начале учебного года упражнения артикуляционной гимнастики выполняются с использованием зеркала для того, чтобы ребенок запомнил

 

правильное положение органов артикуляции. При выполнении упражнений можно использовать картинки-символы этих упражнений, используя следующее наглядно-дидактическое пособие: Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013 (2 книги: артик.гим-ка 1 и артик.гим-ка 2). В середине года при правильной постановке органов артикуляции при выполнении упражнений зеркало можно убрать, а в конце года, используя метод наглядного моделирования, использовать картинки-символы упражнений без зеркала в игровой форме: дети вытаскивают картинку и выполняют знакомое упражнение, другие могут отгадывать, какое это упражнение.

Комплекс упражнений для шипящих звуков (Ч, Щ, Ж, Ш)

Чтобы   эти   звуки  произносились  чётко   и   правильно,  необходима достаточно тонкая работа язычка и губ:

  • язык приподнимается к твёрдому нёбу, образуя с ним небольшую расщелину;
  • боковины язычка прижимаются к верхним молярам (коренные зубы);
  • губы вытягиваются, немного округлены;
  • тёплый поток воздуха направляется посередине язычка.

Помочь отработке этих положений артикуляционного аппарата могут следующие упражнения:

  • «Забор». Ребёнок улыбается, показывает зубки, удерживает улыбку, пока взрослый считает до 10.
  • «Трубочка». Ребёнок смыкает губки и вытягивает их вперёд трубкой, удерживая под счёт до 5-10.
  • «Забор-трубочка». Предыдущие упражнения чередуются, каждое из них выполняется под счёт до 10.
  • «Наказываем непослушный язычок». Ребёнок приоткрывает рот, кладёт язычок на нижнюю губку и, пришлёпывая его, произносит слог пя-пя. Потом нужно расслабить язык и держать его в такой  позиции, приоткрыв рот, на счёт от 5 до 10.
  • «Лопатка». Ребенок улыбается, приоткрывает рот, кладёт краешек язычка на нижнюю губку. Удерживать такое положение нужно, пока взрослый не досчитает до 10.
  • «Конфетка». Ребёнок кладёт кончик язычка на губу. Взрослый, в свою очередь, помещает на язык небольшой ломтик ириски. Задача ребенка – прикрепить конфету к участку нёба, расположенному непосредственно за верхними зубками.
  • «Гриб». Ребёнок улыбается, показывает зубки, немного приоткрывает рот и, «присосав» язычок к верхнему нёбу, полностью открывает ротовую полость. При этом язычок напоминает грибную шляпу, а уздечка – его ножку.
  • «Игра в мяч». Ребенок улыбается, кладёт передний краешек язычка  на нижнюю губу, произносит «ф-ф-ф-ф-ф», сдувая небольшой кусочек ваты с места.

 

  • «Сладкое варенье». Ребенок немного приоткрывает рот и краешком язычка облизывает верхнюю губу. При этом язык двигается не вправо-влево, а вверх-вниз.
  • «Гармонь». Ребёнок улыбается, чуточку приоткрывает рот,

«приклеивает» язычок к нёбу и пробует закрывать и приоткрывать рот. Связка при этом растягивается, словно гармошка.

  • «Сдувание». Ребёнок улыбается с открытым ртом, кладёт язычок на верхнюю губу следующим образом: его боковины прижимаются к губе, а середина образует своеобразный жёлоб. Воздушным потоком, идущим по желобку, нужно сдуть кусочек ватки, который предварительно кладут на нос.

Комплекс упражнений для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц)

Произнесение этих звуков требует от ребятишек координированных движений всех частей голосового аппарата:

  • губы растягиваются в улыбке;
  • нижняя челюсть немного опускается, чтобы образовался заборчик с щёлочкой;
  • краешек языка располагается за передними нижними зубами;
  • холодный воздух с силой продвигается по средней части языка.

Артикуляционная гимнастика для тренировки свистящих звуков во многом повторяет упражнения из предыдущего комплекса:

  • Выполняйте   упражнения   «Забор»,   «Трубка»,   «Забор-трубка»,

«Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Игра в мяч» так, как описано выше.

  • «Чистим зубы». Ребёнок улыбается, немного приоткрывая рот и краешком язычка «чистит» нижние зубки, двигаясь язычком справа налево и снизу вверх.
  • «Лошадка». Ребёнок присасывает язык к нёбу и цокает в замедленном темпе, громко, одновременно растягивая уздечку.
  • «Сердитая кошка». Ребенок улыбается, приоткрывая рот, краешек языка упирает в нижние зубы и одновременно выдвигает язычковую спинку вперёд, затем её опускает, не отрывая краешек язычка от зубов.

«Загоняем мячик в ворота». Ребёнок вытягивает губки трубкой и дует на кусочек ваты, стараясь загнать его в «ворота» (это могут быть кубики).
«Ворота» по мере выполнения упражнения нужно отодвигать. Взрослый должен следить, чтобы ребенок не надувал щёки!

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь

Правильному  произношению этих   звуков  способствует  слаженная работа всех участков и мышц язычка:

  • краешек   приподнят   к   языковым   лункам,   напряжён   и   слегка вибрирует;
  • его середина приспущена;
  • боковые стороны прижимаются к верхним коренным зубкам.

Чтобы выработать точные движения, предложите ребёнку выполнить следующие несложные упражнения:

 

  • Повторяйте упражнения «Забор», «Трубка», «Забор-трубка»,

«Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Сладкое варенье», «Гриб»,
«Гармонь», «Чистим зубы», «Лошадка» по описанной выше схеме.

  • «Маляр». Ребёнок улыбается, открывает рот и «гладит» краешком язычка твёрдое нёбо, двигая им вперёд-назад.
  • «Барабанщик». Ребенок улыбается, показывает зубки и стучит краешком язычка за верхними зубами: «д-д-д-д-д». Сперва звуки произносятся в замедленном темпе, затем язык должен работать быстрее.
  • «Индюшонок». Ребёнок с приоткрытым ртом кладёт краешек язычка на верхнюю губу и поглаживает её из стороны в сторону, постепенно ускоряясь. Должен раздаться характерный звук, похожий на тот, как болбочат индюки.
  • «Автоматчик». Ребёнок закрывает рот, напряжённым краешком язычка стучит в верхние зубы, при этом следует произносить «т-т-т-т-т», постепенно ускоряя тем.

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль

Для произношения этих звуков необходима правильная работа всех отделов артикуляционного аппарата: - губы улыбаются; - зубки смыкаются;

  • краешек язычка приподнимается до упора в верхние зубы, спинка прогибается, а корешок немного поднят;
  • из-за сомкнутых голосовых связок воздушный поток слабый, идёт лишь по боковым сторонам языка.

Чёткому произнесению звуков Л, Ль способствуют следующие упражнения, которые во многом совпадают с заданиями предыдущих артикуляционных комплексов:

  • Повторите с ребёнком такие упражнения, как «Забор», «Трубка»,

«Забор-трубка», «Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Сладкое варенье», «Чистим зубы», «Лошадка» по описанному выше алгоритму.

  • «Пароходик». Ребёнок улыбается, зажимает краешек язычка между зубами, произносит протяжно «ы-ы-ы», однако слышится в этот момент «л».
  • «Тихое щёлканье». Ребенок улыбается, приоткрывает рот и щёлкает краешком язычка за верхними зубками. Только делать это нужно практически беззвучно.
  • «Часы». Ребёнок улыбается, показывает зубы, высовывает язычок и поворачивает его вправо, удерживая под счёт до 5, потом поворачивает в левую сторону. Взрослый в этот момент может произносить «тик-так».
  • «Качели». Ребенок улыбается, открывает рот, кладёт язычок за нижние зубки и удерживается до 5, потом поднимает язычок кверху и также держится до 5. Затем положение язычка меняется на счёт 2.