Развитие речи детей раннего возраста (учитель логопед Абибуллаева Л.Ш.)
Значение развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью.
Большинство малышей в начале второго года жизни хорошо понимают слова взрослых, когда они включены в конкретную ситуацию. Этап в развитии речи, когда ребенок понимает то, что ему говорят, но сам еще говорить не умеет, называется этапом «пассивной речи». На этом этапе задачами воспитания являются дальнейшее развитие у детей понимания речи взрослых, постепенное овладение активной речью и преодоление ее ситуационной связанности.
Пассивная и активная речь развиваются в единстве. Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, знакомить с названиями различных предметов, действий, природных явлений и пр. Важную роль играет побуждение детей к выполнению просьб, поручений, советов (в быту, игре). При этом ребенок учится устанавливать связь слова с предметом и действием, выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.
Этапы развития речи
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Знания, факты, т. е. информация,— материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.
Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Рост словаря ребенка от года и старше
1год -5-9 слов
1,5 года от 20 до 40
2 года от 50 до 200 слов
3 года от 800 до 1000 слов
3,5 года - 1100
4 года 1600 - 1900
5 лет 1900 - 2200
Развитие фразовой речи
Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
Появление и развитие предложений - с двух лет
К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
- раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н', к, г, х, с, -йот;
- среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л';
- позднего онтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Жесты, мимика и интонация – основные средства общения со взрослыми. С их помощью ребёнок может выражать свои чувства, потребности, желания и влиять на окружающих. Родители должны активно использовать жесты и мимику, чтобы объяснить смысл слов и показать, каким образом он может выразить свои желания и потребности. Необходимо активно использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание ребенка к предмету, тем самым помочь ему запомнить именно то слово, которое обозначает этот предмет.
Речь взрослого должна быть достаточно эмоциональна, хорошо интонирована, с четкой артикуляцией и выделением ударного слога. Важно, чтобы во время обращения к ребенку он мог видеть как движения губ взрослого, так и тот предмет, который называется. Обращаясь к малышу нужно говорить более высоким тоном, ласково, иногда даже утрированно, используя при этом простые предложения, часто повторять одни и те же слова и звукокомплексы, называя предметы и игрушки, выделяя голосом определенные слова. Необходимо «подстраивать свою речь под малыша», говорить тише или громче, медленнее или быстрее, если нужно, делать паузы. Желательно комментировать все, что делает ребенок (например: «Ты взял куклу. Кукла упала. Бах – упала»); нужно стараться называть все предметы, на которые он показывает.
Большое значение для формирования речи имеет потребность ребенка в общении со взрослым в ходе их совместной предметно-практической деятельности.
Родители должны привлекать внимание ребенка к предметам: подносить малыша к тому предмету, до которого он не может дотянуться, показывать его и рассказывать о нем. Все эти действия имеют определенный смысл для ребенка, именно таким образом он общается с родными. Обязательно нужно объяснять все свои действия с предметами. Комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы игрушки и действия с ними. Обычно все дети – хорошие имитаторы. Малыши повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом они осваивают новые навыки и учатся говорить. Поэтому нужно как можно больше и чаще играть с малышом, сопровождая игру речью: «Ой! Барабан! Смотри! На нем можно играть: Бам-бам-бам»; «Это кубики! Смотри, какие они яркие, красивые! Сейчас будем строить башню!»
После выполнения совместно со взрослым тех или иных действий с предметом, ребенок переносит этот опыт в самостоятельную деятельность, в том числе в предметно-игровую. Это способствует развитию предметной игры и взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, которые возникают в первую очередь именно в процессе общей деятельности.
При формировании предметных действий используются пирамидки, кубики вкладыши, матрешки, куклы, расческа, ложка, дудочка, молоток, барабан. Детей обучают снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать крышкой коробки или кастрюли, стучать молотком, бить по барабану; дуть в дудочку, катить и бросать мяч, открывать и закрывать части складной матрешки и т.д. В процессе кормления, прогулки, подготовки ко сну и т.п. дети знакомятся с функциональным назначением таких предметов, как ложка, чашка, тарелка, мыло, санки и т.д.
Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения с взрослым, но и в общении со сверстниками. На первоначальном этапе дети взаимодействуют друг с другом преимущественно как с объектами действия, стремясь, прежде всего, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами. Полноценное общение ребенка с окружающими, взаимодействие с взрослыми в предметно-практической деятельности являются необходимыми условиями развития речи.
Установлена тесная связь и зависимость состояния тонкой моторики кисти руки и уровня развития речи у детей. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга. Кроме того, электрофизиологические исследования позволили фиксировать резкое усиление согласованной деятельности лобных и височных отделов мозга при выполнении ребенком ритмических движений пальцев рук.
Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:
1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.
3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.
4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.
- 3041 просмотр