Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях. (муз. руководитель Бекирова Э.Д.)
«Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях»
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
В. А. Сухомлинский
Музыка в нашей стране вошла в каждый дом; серьезная, легкая, развлекательная, классическая, народная, духовная. Очень трудно бывает порой разобраться в этом потоке музыкального звучания.
И актуальность данной консультации в том, что в современных условиях размытость нравственных идеалов, засилье эстрады на радио, телевидении приобрело угрожающий оттенок и является питательной средой для роста негативных явлений среди наших детей.
Семья и современные образовательные учреждения оказались идейно ослабленными, а педагоги и родители не всегда способными к противодействию негативных явлений. А ведь музыка - величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями. Поэтому совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. А привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит музыку, чувствует и воспринимает её.
А. С.Макаренко писал: "Семья - место, где реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где живут и растут дети - главное радость жизни. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди.
В. А.Сухомлинский говорит: " Ребёнок - это зеркало нравственной жизни родителей".
Каковы же основные признаки музыкальности детей?
Первый признак - способность чувствовать характер музыки, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение. Музыка волнует маленького слушателя. Ритмичный марш вызывает у него радость, грустная песня заставляет грустить.
Второй признак - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать яркие и понятные музыкальные явления. Дети различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, простейшие свойства музыкального звука (высокий, низкий, тембровое звучание рояля, скрипки, отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный или энергичный, подвижный). Постепенно накапливается запас любимых песен.
Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по своему представляет художественный образ, передовая его в пении, игре, танце. Родителям необходимо поддерживать стремление детей напевать слышимую мелодию и не только песен, но и инструментальных произведений. Это положительно сказывается на певческих умениях.
Методы музыкального воспитания в семье
1. Метод убеждения средствами музыки
Родителям самим необходимо предварительно ознакомиться в процессе многократного прослушивания с музыкальным произведением, чтобы понять, о чем рассказывает музыка, а затем слушать вместе с ребёнком, разъяснять тему, содержание песни.
2. Метод приучения, упражнений
Необходимо постоянно учить детей внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, улавливать нюансы, активно действовать, постоянно вызывать интерес к музыке, потребность общения с ней.
Виды музыкальной деятельности в семье
1. Слушание-восприятие
Включает в себя: знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса. Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию.
При обсуждении детьми прослушанного, направлять их внимание на нравственно-эстетическую оценку музыкального содержания.
Организация
Создание комфортной и спокойной обстановки, где ребенок слушает музыку, совместные походы с детьми в театр, концерт.
2. Певческая деятельность
Дошкольникам свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
Значение пения в том, чтобы ребёнок правильно понял содержание музыкальных образов, проявил свои чувства в естественном пении.
Пойте чаще вместе с детьми их любимые песни.
Организация
Беседа с детьми о впечатлениях, полученных на музыкальных занятиях, о новых понравившихся песнях. Пусть ребенок научит вас этой песне.
Семейное исполнение любимых песен на праздниках семейных.
3. Музыкально-ритмическая деятельность:
Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме.
Чем сложнее и объёмнее музыкальные произведения, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание, рождается творческое воображение, развиваются волевые качества.
При обсуждении балета, танцев, увиденных фильмов, на концерте обращать внимание детей на красоту движений, возможности языка-жеста, мимики, позы, пантомимы.
Организация
Выполнение утренней гимнастики под музыку, просмотр передач, балетных постановок, соответствующих возрасту ребенка с последующим обсуждением. Использовать совместно подготовленные танцевальные композиции, а также танцевальных импровизаций.
4. Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах:
Для этого необходимо:
а) обеспечить условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах.
б) Предлагать творческие импровизации, близкие интересам ребенка (идет дождик, шумит ветерок, гремит гром и другие).
Организация
Приобретение музыкальных инструментов, совместное создание музыкальных инструментов из подручных материалов.
Создавать импровизированные семейные оркестры.
Родителям можно завести "Дневник музыкального развития ребёнка",где:
1) помещать фотографии ребёнка, когда он поёт, танцует или слушает музыку; снимать ребёнка на видео фильм, записывать его выступления.
2) 2) рисунки ребёнка на сюжет услышанных песен, музыкальных произведений.
Можно сделать вывод, что при активном музыкально- эстетическом воспитании в семье в процессе решения выше изложенных задач с использованием разнообразных форм музыкальной деятельности ребенка, а также привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада, связанных с музыкальным развитием дошкольника, способствует обогащению духовного мира ребёнка более эффективному развитию его музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и формировании музыкальной культуры в целом.
- 2700 просмотров