Доступная среда

 
Доступная среда
 
   УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов,
специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов
 правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
В.В. Путин

 

 

            Современное российское законодательство предусматривает принцип равных прав на образование для всех категорий граждан — как взрослых, так и детей. Одним из основных принципов, на которых основана государственная политика Российской Федерации в области образования, является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Инфраструктура МБДОУ№88 «Слоненок» позволяет предоставлять образовательную услугу для детей, в том числе и детей с ОВЗ.

 
"Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья".
 
         В  учреждении создаются достаточные условия для обеспечения воспитания, образования, оздоровления воспитанников; осуществление санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; охрана жизни и здоровья воспитанников;  обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития дошкольников; приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития дошкольника; забота об эмоциональном благополучии воспитанников; осуществление комплекса мер, направленных на укрепление здоровья воспитанников, физическое, интеллектуально – личностное, художественно –
 эстетическое развитие воспитанников.

  Дети инвалиды и дети с ОВЗ, посещающие ДОУ, не требуют дополнительных условий пребывания.
 

 Наличие специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
В МБДОУ № 88 «Слоненок»  11 групп. 
В состав 4-х групп (2 группы раннего возраста  и 2 логопедические группы, для детей с ОВЗ ) входит: игровая, спальня, раздевалка, туалетная комната. В состав логопедических групп входит также  специально оборудованный логопедический кабинет.
В 7-ми группах игровая комната и спальня совмещены.
Группы оснащены оборудованием: мебель для детей (столы, стулья, кровати, игровая стенка, шкафы для раздевания), мебель для взрослых (стол, стул), дидактический материал и литература, материалы для поддержания санитарного состояния группы (шкафы для посуды, шкафы для хозяйственных нужд, стол для раздачи пищи).

Оснащение развивающей-предметно-пространственной  среды групп: игровая мебель  «Кухня», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Дорожное движение», спортивный уголок, уголок природы, уголки патриотического воспитания,  экономического воспитания, уголки уединения, уголки театрализации, зона для строительных игр, мини-музеи: «Крымских заповедников», «Национальных костюмов народов Крыма», «Копеечка», «Матрешки», «Красная книга Крыма», «Ракушки».
Наличие объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ .
     Кабинеты служат для создания необходимых максимально комфортных условий для развития личности и повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста. В кабинетах проводится непосредственно образовательная деятельность  для детей посещающих образовательное учреждение.  Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Кроме того, для организации работы с детьми в МБДОУ имеются следующие помещения:
  • музыкальный зал (для художественно-эстетического и музыкального развития дошкольников имеется: пианино,  микрофонные радиосистемы, акустическая аудиосистема, набор шумовых и ударных инструментов, музыкальный центр, набор костюмов, атрибутов, декораций, компьютер, проектор и экран. Материально-техническое обеспечение музыкального зала соответствует условиям реализации Программы и действующего СанПинА.  В музыкальном зале проводится непосредственно образовательная деятельность в области музыки, утренняя гимнастика, подгрупповые и индивидуальные занятия, праздники, досуги и развлечения);
  • спортивный зал (спортивный зал оснащен спортивным стандартным и нестандартным оборудованием: спортивные маты,  координационная лестница, обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, мешочки для метания, гимнастические скамейки, дорожки для корригирующей гимнастики,  с целью повышения показателей физического развития детей, расширение спектра двигательных умений и навыков ); 
  • кабинет  педагога - психолога (предназначен для проведения индивидуальной, подгрупповой,  организации консультативной работы с родителями и педагогами.Оборудован необходимой мебелью, педшкафом, компьютером, принтером,   играми и материалами для диагностической и псиокоррекционной работы).
  • кабинет учителя-логопеда предназначен для проведения индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы с детьми с ОНР, а также для консультирования родителей и педагогов по вопросам наиболее эффективного обучения детей.Оборудованзоной диагностики, звукокоррекции и игровой терапии.
Система обучения  детей с ОВЗ  осуществляется в специальных коррекционно-логопедических группах.
     Педагоги в работе с детьми  используют Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования, Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», Программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищевой, Рабочие программы педагогов.

К специальным образовательным условиям следует также отнести:
  • повышение квалификации педагогов;
  • обучение педагогов;
  • отражение данного направления работы в ООП ДО  в разделе "Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья";
  • разработка АООП для данной категории дошкольников.
для воспитанников в  МБДОУ создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими детьми.
В дошкольном учреждении с детьми с ОВЗ работают коррекционные педагоги:
  • учителя – логопеды,
  • педагог – психолог. 
На базе ДОУ  приказом заведующего создан психолого-педагогический консилиум (далее – ППк), который является структурной единицей дошкольного учреждения. ППк является одной из форм взаимодействия администрации, специалистов ДОУ, воспитателей и родителей (законных представителей), которые объединяются для осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  в воспитательно - образовательном процессе. Деятельность ППк направлена на своевременное выявление детей с ОВЗ, на создание условий для их развития, обучения, воспитания, социальной адаптации и включения в воспитательно - образовательный процесс ДОУ наравне с обычными сверстниками. Содержание работы ППк определяется особенностями контингента воспитанников дошкольного учреждения.
Специалисты ППк выполняют соответствующую работу в пределах основного рабочего времени, функциональных обязанностей, оплаты труда. Педагоги ППк составляют индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или поведении.
Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- педагогического сопровождение воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачами ППк  являются:
  • психологическая поддержка родителей (законным представителям);
  • предоставление консультативной психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и педагогам в вопросах обучения, развития и воспитания, социальной адаптации и включения детей с ОВЗ в воспитательно - образовательный процесс;
  • участие в педагогических советах, родительских собраниях;
  • своевременное выявление (с первых дней пребывания ребёнка в МБДОУ) актуальных и резервных возможностей ребенка с целью планирования дальнейшей работы с ребенком;
  • организация здоровье сберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • определение стратегий развития ребенка и составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
  • определение содержания, форм и методов психолого-педагогической помощи ребенку с учетом их адаптированности к его индивидуальным особенностям развития;
  • анализ эффективности используемых форм и методов обучения и воспитания ребенка;
  • прогнозирование (в плане рекомендаций) дальнейшего индивидуального маршрута ребенка;
  • организация взаимодействия и сотрудничества между участниками воспитательно - образовательного процесса
Членами ППк могут быть:
  • учитель – логопед
  •  педагог – психолог
  • воспитатель
  • педагоги с большим опытом работы
  • музыкальный руководитель
  • инструктор по физической культуре
  • родитель (законный представитель) ребенка с ОВЗ
Наличие библиотек,  приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
     В МБДОУ №88 "Слоненок" г. Симферополя нет библиотеки, но методический кабинет ДОУ оснащён учебно-методической литературой по программе «От рождения до школы», периодическими изданиями: журналы «Старший воспитатель», «Музыкальный руководитель»,  «Воспитатель ДОУ», «Управление ДОУ».
Наличие объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
    В МБДОУ имеются спортивный зал и спортивная площадка, которые обеспечены  физкультурным оборудованием, что позволяет разнообразить и увеличить количество упражнений для разных групп мышц, а также активно способствует поддержанию у детей интереса к организованной двигательной активности.
  Оборудование спортивного зала:  оснащен спортивным стандартным и нестандартным оборудованием, в наличии большое количество спортинвентаря: обручи, скакалки, мячи разных размеров, гимнастические палки, канаты, мешочки для метания, мягкие модули.

Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ .
     МБДОУ обеспечено необходимым программно-методическим и учебно-дидактическим материалом для организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.
Информационные ресурсы детского сада:
  • Компьютером и принтером оснащен кабинет старшего воспитателя.
  • Музыкальный зал оснащен: музыкальным центром, пианино, мультимедиа.
  • Книжный фонд и дидактический материал по всем возрастным группам достаточен и постоянно обновляется.
    Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ
     В настоящее время ДОУ располагается в приспособленном двухэтажном здании. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.                             
Специальные условия  питания инвалидов и лиц с ОВЗ .
    Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно-приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания  в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
    В МБДОУ выполняются принципы ор­ганизации рационального здорового питания: полноценность, регулярность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приема пищи. Питание воспитанников осуществляется 4 раза в день непосредственно в помещениях групп, в специально отведенном месте. Каждая группа оснащена необходимым кухонным инвентарем (посуда, ведра, кастрюли, ложки, вилки, половники и т.д.), а также столами и стульями для детей. Раздача готовых блюд осуществляется с пищеблока. В еже­дневном меню широко используются продукты, содержащие микроэлементы,  фитонциды, проводится витаминизация третьего блюда. Ре­гулярно утром (второй завтрак) детям предлагается витаминный стол, который включает соки, фрукты. Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей в питание включаются овощные салаты, содержащие рас­тительную клетчатку. Системный подход в организации питания позволяет до­биваться прибавки в весе ослабленных детей, укрепления иммунной системы, улучшения физического развития.

Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ.
      Для обеспечения медицинского обслуживания  детского сада оборудован медицинский блок, который включает медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор. Все помещения медицинского блока оснащены необходимым оборудованием
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,  приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ .
     МБДОУ имеет выход в Интернет. Провайдер: «Трител». Имеется точка доступа WI-FI с парольной защитой. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обучающихся (воспитанников ДОУ) исключён. Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети доступны для педагогов.
   Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).

   Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ  инвалидов и лицами с ОВЗ
      Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доспуп  обучающихся (воспитанников ДОУ), в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеется.
    Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ - отсутствуют.
       Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ -  отсутствуют.

Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006

Конвенция о правах инвалидов.docx

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон о социальной защите инвалидов.docx

Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 9.11.2015 г. №1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015г. docx

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г.  №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Росийской Федерации по вопросам солиальной защиты инвалидов в связи ратификацией Конвенции о правах инвалидов"

Федеральный закон от 1 декабря 2014г. №419-ФЗ.pdf

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. №599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности"

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015г. №599 .pdf

 

Паспорт доступности МБДОУ №88 «Слоненок».pdf